Алгоритм работы педагога-психолога в оздоровительном лагере

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ организации психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, в том числе признанными нуждающимися в государственной защите (далее - НГЗ), находящимися в социально опасном положении (далее СОП), с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа (далее – ИПР), детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, во время оздоровления в стационарных воспитательных оздоровительных учреждениях круглосуточного пребывания

развернуть

№ 

Порядок

Сроки 

Ответственные

 

 

 

 

 

 

1

При  поступлении в оздоровительный

лагерь несовершеннолетнего, признанного

находящегося в СОП, признанного НГЗ,

с которым проводится ИПР, имеющего

статус детей-сирот, детей, оставшихся

без попечения родителей.

Информация

направляется

в течение 1 дня с

момента прибытия

несовершеннолетнего

Учреждение

образования,

осуществляющее

постоянное

психолого-

педагогическое

сопровождение

несовершеннолетнего

1.1

В информацию по сопровождению

несовершеннолетнего необходимо

включить сведения об

особенностях несовершеннолетнего,

на которые необходимо обратить внимание

(особенности поведения, эмоционально-

волевой сферы, коммуникации,

склонность к аутоагрессивному

поведению и т.д.);

Рекомендации по оптимальному

конструктивному взаимодействию

с  несовершеннолетним

 

Учреждение

образования,

осуществляющее

постоянное

психолого-

педагогическое

сопровождение

несовершеннолетнего

 

2.

Со всеми несовершеннолетними

педагогом-психологом оздоровительного

лагеря проводится диагностическая

работа (рекомендуемые методики

прилагаются), коррекционная работа по

результатам проведенной диагностики

(в случае необходимости),

профилактическая работа

В течение 3 дней

Педагог-психолог

оздоровительного

лагеря

3.

Работа  с несовершеннолетними

осуществляется, по направлениям,

рекомендованным специалистами в

информации по сопровождению и на

основе результатов  диагностики

В течение пребывания в стационарном воспитательном оздоровительном учреждении круглосуточного пребывания

Педагог-психолог

оздоровительного

лагеря

4.

После окончания пребывания

несовершеннолетнего, находящегося

в СОП, признанного НГЗ, с которым

проводится ИПР, имеющего статус

детей-сирот, детей, оставшихся

без попечения родителей,

направляется краткая информация о

проделанной с ним работе в

учреждение, которое осуществляет

его постоянное психолого-

педагогическое сопровождение

В течение 5 дней

Педагог-психолог

оздоровительного

лагеря

свернуть

Методика диагностики представлений ребенка о насилии «Незаконченные предложения»

развернуть

Проективная методика незаконченных предложений модифицирована Е.Н. Волковой и предназначается для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов представлений ребенка о насилии. Предназначена для лиц подросткового и раннего юношеского возраста и может использоваться как индивидуально, так и в группе. С помощью данной методики можно исследовать:

  • какое представление имеет ребенок о насилии;
  • с какими эмоциями приходится сталкиваться ребенку, и с чем связаны эти эмоции;
  • какое поведение является приемлемым для ребенка в ситуации насилия.

Ответы на вопросы 2, 7, 9, 13, 18, 19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии, 3, 4, 11, 20 – когнитивный, 1, 8, 10, 12, 14, 16 – поведенческий аспекты. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время заполнения – 15 мин.

Инструкция. Перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым пришел к тебе в голову. Это не текст, здесь нет правильных и неправильных ответов. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.

 

Текст методики

Дата заполнения ____________________________________________________________

Возраст __________________________________Пол______________________________

Школа ____________________________________________________________________

Место проживания __________________________________________________________

Инструкция. Перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым пришел к тебе в голову. Это не текст, здесь нет правильных и неправильных ответов.

  1. Я весь трясусь, когда

___________________________________________________________________________

  1. Если бы все ребята знали, как я боюсь

___________________________________________________________________________

  1. Если тебя разозлили, то нужно

___________________________________________________________________________

  1. Воспитывать детей нужно с помощью

___________________________________________________________________________

  1. Ребенок в семье

___________________________________________________________________________

  1. Мои близкие думают обо мне, что я

___________________________________________________________________________

  1. Я боюсь идти домой, когда

___________________________________________________________________________

  1. Я лучше побуду один, чем с

___________________________________________________________________________

  1. Когда я вижу, что кого-то бьют, я

___________________________________________________________________________

  1. Бить другого можно, когда

___________________________________________________________________________

  1. Ребенок с опаской относится к окружающим, потому что

___________________________________________________________________________

  1. Применение физической силы к более слабому

___________________________________________________________________________

  1. Родители кричат на детей, когда

___________________________________________________________________________

  1. Когда у меня будут дети, я никогда

___________________________________________________________________________

  1. Наша семья была бы идеальной, если бы не

___________________________________________________________________________

  1. Я хочу побыть один после

___________________________________________________________________________

  1. Я убежал бы из дома, если бы

___________________________________________________________________________

  1. Больше всего я не люблю, когда мои родители

___________________________________________________________________________

  1. Я хочу, чтобы меня

___________________________________________________________________________

  1. Приемлемое наказание это

___________________________________________________________________________

свернуть

Карта наблюдений для выявления внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия (Волкова Е.Н., 2008)

развернуть

Методика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия. Используется для подтверждения результатов других методик. Карта заполняется специалистом.

Все утверждения анкеты разделены по шкалам:

  • «Депрессия и уход в себя»: п.п. 4, 5, 6.
  • «Тревожность по отношению к окружающим»: п.п.7, 8, 9.
  • «Враждебность по отношению к окружающим»: п.п. 10, 11, 12.
  • «Недостаток социальной нормативности»: п.п. 13, 14, 15.
  • «Невротические симптомы»: п.п. 16, 17, 18.
  • «Неблагоприятные условия среды»: п.п.19, 20.

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка. Обработка результатов. В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, можно более или менее достоверно предположить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.

Карта наблюдений

Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.

Ф.И.О. педагога ________________________________________________________

Ф.И.О. несовершеннолетнего _______________________________________________________________________

Дата ___________________________________________________________________

 

Индикатор

Да

Нет

1.

Легко становится «нервным», плаче, краснеет,

если ему задают вопрос

 

 

2.

Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт

 

 

3.

Ведет себя настороженно, держится вдали от взрослых

 

 

4.

Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется

 

 

5.

Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии

(настроения)

 

 

6.

Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям

 

 

7.

Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с

большинством. Навязывается другим, им легко управлять

 

 

8.

Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики;

преувеличенность в одежде, косметика – девочки)

 

 

9.

Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны

педагога

 

 

10.

Негативно относится к замечаниям

 

 

11.

Агрессивен (кричит, употребляет силу).

Пристает к более слабым детям

 

 

12.

Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям

 

 

13.

Не заинтересован в мероприятиях проводимых в учреждении

 

 

14.

Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых

 

 

15.

Непунктуален, нестарателен

 

 

16.

Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики»

 

 

17.

Грызет ногти

 

 

18.

Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается.

Трудно вытянуть из него слово

 

 

19.

Выглядит так, как будто очень плохо питается

 

 

20.

Частые вирусные заболевания, головные боли

 

 

 

 

свернуть

Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения среди несовершеннолетних

развернуть

(разработана Т.А. Мещениной, МАУ «Центр развития образования», 2014 г.).

Инструкция: обучающимся, предлагается ответить на несколько вопросов, используя ответы «очень часто», «часто», «редко», «никогда» и отметить в соответствующей графе свой ответ на вопрос знаком «+».

Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения среди несовершенннолетних

Уважаемый обучающийся, тебе предлагается ответить на несколько вопросов, используя ответы «очень часто», «часто», «редко», «никогда». Отметь в соответствующей графе свой ответ на вопрос знаком «+».

Заранее благодарим.

Вопрос

 

Очень

часто

Часто

Редко

Никогда

1.

Приходится ли тебе видеть, как дети или

подростки проявляют физическую агрессию

по отношению к другим людям: дерутся,

ставят подзатыльники и т.д.?

 

 

 

 

2.

Наблюдаешь ли ты неуважительное

отношение детей и подростков к другим

людям в виде обзывания, осмеивания и т.д.?

 

 

 

 

3.

Боишься ли ты, что другие дети или

подростки могут проявить по отношению к

тебе физическую агрессию в виде драки,

подзатыльника и т.д.?

 

 

 

 

4.

Боишься ли ты оскорблений, осмеиваний,

обзываний в свой адрес со стороны других

детей и подростков?

 

 

 

 

5.

Приходится ли тебе участвовать в драках,

защищая себя, своих друзей или других

людей?

 

 

 

 

6.

Заступаешься ли ты за тех, кого

оскорбляют: обзывают, осмеивают и т.д.?

 

 

 

 

7.

Был ли ты когда-нибудь избит своими

сверстниками или ребятами старше тебя?

 

 

 

 

8.

Тебя когда-нибудь унижают другие дети

или подростки: обзывают, осмеивают и т.д.

 

 

 

 

9.

Предпринимаешь ли ты какие-то действия

для того, чтобы предотвратить драку:

уговариваешь людей успокоиться и решить

всё мирным путем, сообщаешь о

намечающейся драке взрослым и другое?

 

 

 

 

10.

Думаешь ли ты, что бить другого человека –

это нормально?

 

 

 

 

11.

Ты можешь первым начать драку?

 

 

 

 

12.

Считаешь ли ты, что осмеивать и обзывать

другого человека – это нормально?

 

 

 

 

13.

Приходилось ли тебе обращаться за

помощью к кому-то из взрослых (учителям,

родителям), если тебя бьют, обзывают или

осмеивают?

 

 

 

 

14.

Ты рассказываешь дома о драках между

детьми и подростками или о других случаях

унижения, которые тебе приходится видеть?

 

 

 

 

свернуть

Анкета для педагогов по проблемам насилия над детьми и степени

развернуть
  1. Встречались ли Вы в своей профессиональной деятельности со случаями жестокости по отношению к детям?

а) да, б) нет

  1. Как подсказывает Вам Ваш профессиональный и жизненный опыт, увеличилось ли за последние 2 года число детей, пострадавших от:

- физического насилия- а) да, б) нет

- психологического (эмоционального) насилия - а) да, б) нет

- сексуального насилия - а) да, б) нет

- пренебрежения - а) да, б) нет

  1. Как Вы поступаете, если родители Вашего ученика злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются с ним или уклоняются от обязанностей по его воспитанию?

- встречаюсь с родителями;

- обсуждаю с коллегами;

- обращаюсь в органы опеки и попечительства;

- обращаюсь в управление образования;

- ничего не могу сделать;

- обращаюсь к психологу;

- другое(указать)____________________________________________________________.

  1. В какой форме, по Вашему мнению, следует организовать обучение

педагогов по профилактике насилия над детьми и жестокого с ними обращения?

- обучение для проведения занятий с детьми по безопасному поведению;

- обучение для проведения информационно-просветительской работы с родителями;

- лекции и семинары для педагогов;

- активизация работы социально-педагогических центров с детьми-жертвами насилия;

-другое___________________________________________________________________.

  1. Что конкретно, по Вашему мнению, можно сделать в настоящих условиях, чтобы защитить детей от насилия?

- повысить уровень знаний родителей по проблеме жестокого обращения (выявление и помощь);

- повысить уровень юридических знаний;

- просвещать родителей по вопросам воспитания детей;

- проводить профилактическую работу с детьми;

- развивать психологическую помощь детям и семьям;

- издавать больше материалов по вопросам профилактики жестокого обращения с

несовершеннолетними;

- данной проблемы у нас не существует;

- другое (указать)______________________________________________________________.

 

свернуть

Маркеры психического (эмоционального) насилия

развернуть

Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:

  • задержка физического и умственного развития у ребенка;
  • нервный тик;
  • энурез;
  • систематический печальный вид;
  • различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка:

  • беспокойство или тревожность;
  • нарушение сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
  • плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • нарушение аппетита
свернуть

 Маркеры физического насилия

развернуть
  • синяки, укусы, ожоги, рубцы;
  • следы удушья;
  • любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;
  • низкая самооценка ребенка;
  • нежелание и страх возвращаться домой;
  • мешковатая одежда, скрывающая побои;
  • самообвинение в провокациях в сторону насильника;
  • ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;
  • волнение, плач, испуг при криках, скандалах.
свернуть

Маркеры сексуального насилия

развернуть

Дети дошкольного возраста:

  • ночные кошмары;
  • страхи;
  • несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
  • открытая мастурбация;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего школьного возраста:

  • низкая успеваемость;
  • замкнутость, стремление к уединению;
  • изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);
  • ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
  • несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

  • депрессия;
  • побеги из дома;
  • низкая самооценка;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • сексуализированное поведение;
  • употребление наркотиков или алкоголя;
  • проституция или беспорядочные половые связи;
  • жалобы на боли в животе.
свернуть

Маркеры, формы и виды жестокого обращения с несовершеннолетними.

развернуть

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие -  периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относят: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию

К пренебрежению элементарными нуждами относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; негативные семейные традиции и т.д.

свернуть