Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома
Государственное учреждение образования
«Клецкий районный социально-педагогический центр»
№ |
Порядок |
Сроки |
Ответственные |
|
1 |
При поступлении в оздоровительный лагерь несовершеннолетнего, признанного находящегося в СОП, признанного НГЗ, с которым проводится ИПР, имеющего статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. |
Информация направляется в течение 1 дня с момента прибытия несовершеннолетнего |
Учреждение образования, осуществляющее постоянное психолого- педагогическое сопровождение несовершеннолетнего |
|
1.1 |
В информацию по сопровождению несовершеннолетнего необходимо включить сведения об особенностях несовершеннолетнего, на которые необходимо обратить внимание (особенности поведения, эмоционально- волевой сферы, коммуникации, склонность к аутоагрессивному поведению и т.д.); Рекомендации по оптимальному конструктивному взаимодействию с несовершеннолетним |
|
Учреждение образования, осуществляющее постоянное психолого- педагогическое сопровождение несовершеннолетнего
|
|
2. |
Со всеми несовершеннолетними педагогом-психологом оздоровительного лагеря проводится диагностическая работа (рекомендуемые методики прилагаются), коррекционная работа по результатам проведенной диагностики (в случае необходимости), профилактическая работа |
В течение 3 дней |
Педагог-психолог оздоровительного лагеря |
|
3. |
Работа с несовершеннолетними осуществляется, по направлениям, рекомендованным специалистами в информации по сопровождению и на основе результатов диагностики |
В течение пребывания в стационарном воспитательном оздоровительном учреждении круглосуточного пребывания |
Педагог-психолог оздоровительного лагеря |
|
4. |
После окончания пребывания несовершеннолетнего, находящегося в СОП, признанного НГЗ, с которым проводится ИПР, имеющего статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, направляется краткая информация о проделанной с ним работе в учреждение, которое осуществляет его постоянное психолого- педагогическое сопровождение |
В течение 5 дней |
Педагог-психолог оздоровительного лагеря |
Проективная методика незаконченных предложений модифицирована Е.Н. Волковой и предназначается для диагностики когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов представлений ребенка о насилии. Предназначена для лиц подросткового и раннего юношеского возраста и может использоваться как индивидуально, так и в группе. С помощью данной методики можно исследовать:
Ответы на вопросы 2, 7, 9, 13, 18, 19 характеризуют эмоциональный аспект представлений ребенка о насилии, 3, 4, 11, 20 – когнитивный, 1, 8, 10, 12, 14, 16 – поведенческий аспекты. Каждому ребенку дается бланк с предложениями, которые ему нужно закончить. Время заполнения – 15 мин.
Инструкция. Перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым пришел к тебе в голову. Это не текст, здесь нет правильных и неправильных ответов. Интерпретация полученных результатов проводится методом контент-анализа.
Текст методики
Дата заполнения ____________________________________________________________
Возраст __________________________________Пол______________________________
Школа ____________________________________________________________________
Место проживания __________________________________________________________
Инструкция. Перед тобой несколько незаконченных предложений. Напиши, пожалуйста, окончание к каждому предложению. Пиши тот ответ, который первым пришел к тебе в голову. Это не текст, здесь нет правильных и неправильных ответов.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
свернутьМетодика направлена на выявление внешних физических и поведенческих проявлений, характерных для ребенка, пережившего ситуацию насилия. Используется для подтверждения результатов других методик. Карта заполняется специалистом.
Все утверждения анкеты разделены по шкалам:
Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка. Обработка результатов. В зависимости от того, какие физические или поведенческие индикаторы насилия отметил взрослый, можно более или менее достоверно предположить, совершались ли насильственные действия по отношению к ребенку.
Карта наблюдений
Инструкция: отметьте, пожалуйста, те признаки, которые характерны для ребенка.
Ф.И.О. педагога ________________________________________________________
Ф.И.О. несовершеннолетнего _______________________________________________________________________
Дата ___________________________________________________________________
№ |
Индикатор |
Да |
Нет |
1. |
Легко становится «нервным», плаче, краснеет, если ему задают вопрос |
|
|
2. |
Игнорирует сверстников, не идет с ними на контакт |
|
|
3. |
Ведет себя настороженно, держится вдали от взрослых |
|
|
4. |
Апатичен, пассивен, невнимателен, редко смеется |
|
|
5. |
Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии (настроения) |
|
|
6. |
Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям |
|
|
7. |
Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим, им легко управлять |
|
|
8. |
Одевается вызывающе (брюки, прическа – мальчики; преувеличенность в одежде, косметика – девочки) |
|
|
9. |
Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога |
|
|
10. |
Негативно относится к замечаниям |
|
|
11. |
Агрессивен (кричит, употребляет силу). Пристает к более слабым детям |
|
|
12. |
Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям |
|
|
13. |
Не заинтересован в мероприятиях проводимых в учреждении |
|
|
14. |
Не заинтересован в одобрении или неодобрении взрослых |
|
|
15. |
Непунктуален, нестарателен |
|
|
16. |
Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики» |
|
|
17. |
Грызет ногти |
|
|
18. |
Слишком инфантилен в речи. Заикается, запинается. Трудно вытянуть из него слово |
|
|
19. |
Выглядит так, как будто очень плохо питается |
|
|
20. |
Частые вирусные заболевания, головные боли |
|
|
свернуть
(разработана Т.А. Мещениной, МАУ «Центр развития образования», 2014 г.).
Инструкция: обучающимся, предлагается ответить на несколько вопросов, используя ответы «очень часто», «часто», «редко», «никогда» и отметить в соответствующей графе свой ответ на вопрос знаком «+».
Анкета для обучающихся по выявлению жестокого обращения среди несовершенннолетних
Уважаемый обучающийся, тебе предлагается ответить на несколько вопросов, используя ответы «очень часто», «часто», «редко», «никогда». Отметь в соответствующей графе свой ответ на вопрос знаком «+».
Заранее благодарим.
№ |
Вопрос
|
Очень часто |
Часто |
Редко |
Никогда |
1. |
Приходится ли тебе видеть, как дети или подростки проявляют физическую агрессию по отношению к другим людям: дерутся, ставят подзатыльники и т.д.? |
|
|
|
|
2. |
Наблюдаешь ли ты неуважительное отношение детей и подростков к другим людям в виде обзывания, осмеивания и т.д.? |
|
|
|
|
3. |
Боишься ли ты, что другие дети или подростки могут проявить по отношению к тебе физическую агрессию в виде драки, подзатыльника и т.д.? |
|
|
|
|
4. |
Боишься ли ты оскорблений, осмеиваний, обзываний в свой адрес со стороны других детей и подростков? |
|
|
|
|
5. |
Приходится ли тебе участвовать в драках, защищая себя, своих друзей или других людей? |
|
|
|
|
6. |
Заступаешься ли ты за тех, кого оскорбляют: обзывают, осмеивают и т.д.? |
|
|
|
|
7. |
Был ли ты когда-нибудь избит своими сверстниками или ребятами старше тебя? |
|
|
|
|
8. |
Тебя когда-нибудь унижают другие дети или подростки: обзывают, осмеивают и т.д. |
|
|
|
|
9. |
Предпринимаешь ли ты какие-то действия для того, чтобы предотвратить драку: уговариваешь людей успокоиться и решить всё мирным путем, сообщаешь о намечающейся драке взрослым и другое? |
|
|
|
|
10. |
Думаешь ли ты, что бить другого человека – это нормально? |
|
|
|
|
11. |
Ты можешь первым начать драку? |
|
|
|
|
12. |
Считаешь ли ты, что осмеивать и обзывать другого человека – это нормально? |
|
|
|
|
13. |
Приходилось ли тебе обращаться за помощью к кому-то из взрослых (учителям, родителям), если тебя бьют, обзывают или осмеивают? |
|
|
|
|
14. |
Ты рассказываешь дома о драках между детьми и подростками или о других случаях унижения, которые тебе приходится видеть? |
|
|
|
|
а) да, б) нет
- физического насилия- а) да, б) нет
- психологического (эмоционального) насилия - а) да, б) нет
- сексуального насилия - а) да, б) нет
- пренебрежения - а) да, б) нет
- встречаюсь с родителями;
- обсуждаю с коллегами;
- обращаюсь в органы опеки и попечительства;
- обращаюсь в управление образования;
- ничего не могу сделать;
- обращаюсь к психологу;
- другое(указать)____________________________________________________________.
педагогов по профилактике насилия над детьми и жестокого с ними обращения?
- обучение для проведения занятий с детьми по безопасному поведению;
- обучение для проведения информационно-просветительской работы с родителями;
- лекции и семинары для педагогов;
- активизация работы социально-педагогических центров с детьми-жертвами насилия;
-другое___________________________________________________________________.
- повысить уровень знаний родителей по проблеме жестокого обращения (выявление и помощь);
- повысить уровень юридических знаний;
- просвещать родителей по вопросам воспитания детей;
- проводить профилактическую работу с детьми;
- развивать психологическую помощь детям и семьям;
- издавать больше материалов по вопросам профилактики жестокого обращения с
несовершеннолетними;
- данной проблемы у нас не существует;
- другое (указать)______________________________________________________________.
свернуть
Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие:
Особенности поведения ребенка:
Дети дошкольного возраста:
Дети младшего школьного возраста:
Дети старшего школьного возраста, подростки:
Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относят: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию
К пренебрежению элементарными нуждами относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; негативные семейные традиции и т.д.
свернуть