Алгоритмы

АЛГОРИТМ внутриведомственного взаимодействия по обмену информацией о несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении (далее – СОП)

развернуть

Примерный порядок экстренного реагирования комиссий по делам несовершеннолетних, отделов образования, спорта и туризма райгорисполкомов на факты чрезвычайных происшествий с участием несовершеннолетних

развернуть

1. Деятельностью по выявлению/установлению факта чрезвычайного происшествия (далее — ЧП) с участием несовершеннолетних, в том числе со смертельным исходом, осуществляют специалисты органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ходе исполнения служебных полномочий, проведения комплексных межведомственных мероприятий (акций, операций) по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и социального сиротства, а также иные физические и юридические лица.​

2. К чрезвычайным происшествиям с участием несовершеннолетних, требующих мер экстренного реагирования комиссии по делам несовершеннолетних в целях организации межведомственного взаимодействия, относятся.

преступления, повлекшие смерть или причинение тяжкого вреда здоровью;

преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних;

преступления против жизни и здоровья детей в возрасте до 18 лет, совершенные взрослыми;

преступления в отношении несовершеннолетних, совершенные родителями или иными законными представителями, а также должностными лицами;

самовольные уходы, в том числе групповые (2 и более детей), детей в возрасте до 18 лет;

информация о подкинутых, подброшенных детях;

суициды или попытки совершения суицидов, несчастные случаи, повлекшие

смерть детей, пожары, повлекшие гибель детей или семьи с детьми;

иные происшествия с массовым участием несовершеннолетних;

информация СМИ (телерепортажи, печатные СМИ, интернет) о случаях, связанных с происшествиями детей, и вызвавших общественный резонанс.

З. Должностные лица органов и учреждений, которым стало известно о факте чрезвычайного происшествия с участием несовершеннолетнего (группы детей), ОБЯЗАНЫ:

 незамедлительно сообщить руководителю органа или учреждения о ставшем известным факте ЧП;

 информировать в течение 24 часов с момента получения информации о ЧП комиссию по делам несовершеннолетних райгорисполкома (согласно приложению № 1);

 принять меры реагирования и обеспечения безопасности в соответствии с действующим законодательством и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

 4. Комиссия по делам несовершеннолетних регистрирует сообщение о чрезвычайном происшествии с участием несовершеннолетних в журнале учета ЧП по форме Ј№1-ЧП (приложение №1)

незамедлительно информирует о ЧП (по ведомственной подчиненности) комиссию по делам несовершеннолетних облисполкома, в телефонном режиме либо факсимильной связью или каналами электронной почты с указанием подробной информации об обстоятельствах происшествия, данных о пострадавших, их возрасте, социальном положении и иных имеющих значение по делу обстоятельствах;

организует взаимодействие  с органами и учреждениями, ответственными за проведение специального расследования, участвует в его проведении;

разрабатывает в З-дневный срок мероприятия по устранению причин и условий, способствующих чрезвычайному происшествию с участием несовершеннолетних;

 осуществляет координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики     безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних по обеспечению мер безопасности, защиты пострадавших и проведению с ними социально-реабилитационной работы;

направляет в 7-дневный срок в комиссию по делам несовершеннолетних облисполкома информационно-аналитическую справку с анализом причин ЧП и принятых мерах реагирования, в дальнейшем информирует о результатах проделанной работы.

5. Отдел образования, спорта и туризма райгорисполкома:

незамедлительно информирует о ЧП управление образования облисполкома по пункту 2, в телефонном режиме либо факсимильной связью или каналами электронной почты с указанием подробной информации об обстоятельствах происшествия, данных о пострадавших, их возрасте, социальном положении и иных имеющих значение по делу обстоятельствах.

 

Приложение № 1

 к Примерному порядку экстренного реагирования

 

 

Председателю комиссии по делам несовершеннолетних

 

СЛУЖЕБНОЕ СООБЩЕНИЕ

___________________________________________________________________________________

(полное наименование органа или учреждения)





Доводит до Вашего сведения, что

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(указываются обстоятельства чрезвычайного происшествия с участием несовершеннолетнего)

 

Сведения о несовершеннолетнем:

 

 

 

Принятые меры реагирования:

 

 

 

 

 

 

ИзображениеДолжность                                      (подпись)                          (ФИО)

 

«____» __________ 20___г

 

 

 

Приложение №2

к Примерному порядку экстренного реагирования

Форма 1-ЧП

ЖУРНАЛ

учета фактов чрезвычайных происшествий и жестокого обращения с детьми

 

№ п/п

Дата поступления сигнала

От кого поступил

сигнал

(организация,

ФИО ответственного гражданина)

Сведения о несовершеннолетнем

Обстоятельства чрезвычайного происшествия

Наименование учреждения,

должностного лица

ответственного за работу со случаем

Результаты работы, выводы, предложения (исх. №, дата направления, орган)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Алгоритм взаимодействия субъектов профилактики по выявлению, предупреждению и недопущению участия несовершеннолетних в несанкционированных массовых мероприятиях

развернуть

В период проведения выборов Президента Республики Беларусь и в постэлекторальный период на территории Минской области Значительно возросла протестная активность граждан' увеличилось количество фактов противоправного поведения отдельно деструктивно настроенных лиц в отношении представителей власти, органов государственного управления, предприятий и организаций, обеспечивающих реализацию предусмотренных избирательным законодательством мероприятий, охрану общественного порядка, несмотря на проводимую разъяснительную работу, граждане, принимающие активное участие В несанкционированных массовых мероприятиях, берут с собой несовершеннолетних детей, тем самым втягивая их в участие в незаконных уличных акциях и подвергая их жизнь и здоровье опасности. Порой дети становятся щитом между родителями и сотрудниками органов внутренних дел. Наряду с этим, подросток, получая огромный поток недостоверной информации, размещаемой в телеграмм-каналах и социальных сетях, становится приверженцем политического экстремизма и выходит на улицу для участия в несанкционированных массовых мероприятиях, тем самым подвергая свою жизнь и здоровье опасности, В целях принятия дополнительных мер по повышению безопасности детей, своевременному реагированию на состояние правопорядка, организации разъяснительной работы, направленной на обеспечение общественной безопасности на территории Минской области:

1. Государственные органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику правонарушений несовершеннолетних:

1.1. при выполнении своих должностных обязанностей из различных источников, в том числе путем просмотра интернет каналов (Телеграмм, ViЬеr, Одноклассники и т,д,), получают информацию о лицах, принимавших либо принимающих участие в несанкционированных массовых мероприятиях с несовершеннолетними детьми;

1.2. лри выявлении и установлении фактов, указанных в п.п. 1.1., принимают меры по их фиксации с использованием фото-видеосъемки; 1.3. информацию о совершенном либо совершаемом правонарушении незамедлительно сообщают в органы внутренних дел посредством телефонного звонка на линию (102), с указанием даты, времени, места совершения правонарушения, данных лица его совершившего или совершающего, источника получения информации.

2. Территориальные органы внутренних дел районных, Жодинского городского исполнительных комитетов (далее - ОВД) при выявлении, установлении и получении информации о фактах, указанных в п.п. 1.1.:

2.1. фиксируют правонарушение с использованием фото-видеосъемки; 2.2. оценивают наличие либо отсутствие факторов, непосредственно угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка;

2.3. при непосредственном установлении факта совершения гражданами с несовершеннолетними детьми правонарушения против порядка управления разъясняют родителям ответственность за уклонение от воспитания детей, вовлечение последних в антиобщественное поведение, последствия привлечения к административной ответственности, а также о нахождении их ребенка в условиях, угрожающих его жизни и здоровью;

2.4. при установлении факта нахождения несовершеннолетнего ребенка в условиях, угрожающих его жизни и здоровью, незамедлительно информируют об этом посредством телефонного звонка дежурному специалисту органа опеки и попечительства для принятия им мер по защите прав и законных интересов ребенка;

2.5. при установлении личности граждан, указанных в п,п, 1,1,, а также их несовершеннолетних детей принимают меры в соответствии с действующим законодательством. справочно: проводят профилактическую беседу, объявляют официальное предупреждение на основании статьи 10 Закона Республики Беларусь от 4 января 2007г. 203-3 «О противодействии экстремизму»>, при наличии достаточных данных, указывающих на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьёй 23,34 Koдекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, (далее - КоАП), принимают меры К началу административного процесса в отношении родителей несовершеннолетних (npи не достижении несовершеннолетним возраста привлечения к административной ответственности по 23.34 КоАП, инициируют проведение проверки в порядке Процессуально- исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) в отношении родителей (законных представителей) по статье 9.4 КоАП),

2.6. при получении информации из учреждения здравоохранения об обращении за медицинской помощью родителей с детьми, у которых выявлены травмы, полученные в ходе участия в массовых мероприятиях, проводят проверку в соответствии с действующим законодательством с установлением причин и условий получения травмы несовершеннолетними;

2.7 при установлении факта, указанного в п.п. 1.1., в течение суток информируют органы опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних районных, Жодинского городского исполнительных комитетов (далее - КДН райгорисполкомов) для принятия ими мер по защите прав и законных интересов ребенка.

З. Управление по образованию, спорту и туризму (управление по образованию) райгорисполкомов, учреждения образования:

3.1. организуют ежедневное дежурство, в том числе в выходные и праздничные дни, специалистов учреждений образования для оперативного принятия мер по жизнеустройству несовершеннолетних, принимавших участие в несанкционированных массовых мероприятиях с предоставлением графика дежурства в ОВД учреждения здравоохранения и КДН райгорисполкомов;

3.2. при выявлении и установлении факта нахождения несовершеннолетнего в условиях, угрожающих его жизни и здоровью, либо получении информации об этом незамедлительно принимают меры по защите прав и законных интересов ребенка:

З.2.1. передают ребенка второму родителю (или родственникам);

З.2.2. помещают ребенка в социально-педагогический центр (приют) или при наличии заболеваний и необходимости его обследования - в учреждение здравоохранения;

З.2.З. при возникновении оснований принимают меры в соответствии с Законом Республики Беларусь от 21 декабря 2005 г, N9 73 _ З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

4. Органы управления здравоохранением:

4.1. при обращении в учреждения здравоохранения родителей с детьми, у которых выявлены травмы, полученные в ходе участия в массовых мероприятиях, незамедлительно информируют об этом ОВД по средствам телефонного звонка на линию «l02» для проведения проверки в соответствии с действующим законодательством; 4.2. оказывают содействие органам опеки и попечительства в медицинском обследовании несовершеннолетних (npи необходимости).

5. КДН райгорисполкомов:

5.1.координируют деятельность государственных оргаItов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних, по идентификации установления личности несовершеннолетних, принимавших участие в несанкционированных массовых мероприятиях, в том числе путем просмотра интернет-каналов (Телеграмм, ViЬеr, Одноклассники и т.д.);

5.2. обеспечивают фото-видеозапись заседаний КДН при рассмотрении дел об административных правонарушениях в рамках выполнения данного Алгоритма;

5.З. на заседаниях КДН при рассмотрении дел, указанных в п.п. 5,2., проводят разъяснительную беседу:

5.З.1. с несовершеннолетними о возможных последствиях участия в несанкционированных массовых мероприятиях, наличии в ходе их проведения угрозы их жизни и здоровью;

5.З.2. с родителями (законными представителями) об ответственности за уклонение от воспитания детей и вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение. Показателем эффективности проводимой профилактической работы с несовершеннолетними и их родителями считать факт отсутствия повторности участия, вовлечения в участие в несанкционированных массовых мероприятиях несовершеннолетних в течение года.

В случае установления одним из субъектом профилактики повторного факта участия, вовлечения в участие в несанкционированных массовых мероприятиях несовершеннолетних и непринятия родителями мер по соблюдению ими действующего законодательства незамедлительно информировать:

ОВД - о нарушении гражданами законодательства о массовых мероприятиях;

органы опеки и попечительства и КДН - о непринятии родителями (законными представителями) мер по защите прав и законных интересов своего ребенка.

свернуть

Алгоритм взаимодействия сотрудников ОВД и работников учреждений образования по выявлению и проведению на территории Минской области профилактической работы с несовершеннолетними учащимися, входящими в неформальные молодежные группировки

развернуть

1. При наличии у работников учреждений образования информации в отношении несовершеннолетних, причисляющих себя к неформальным молодежным группировкам, в том числе склонным к совершению противоправных деяний (совершивших правонарушения), учреждениями образования незамедлительно информируются ИДН территориальных РУ-ГО-РОВД. 

   

2. Сотрудники ИДН РУ-ГО-РОВД ежеквартально информируют отделы образования, спорта и туризма районных (Жодинского городского) исполнительных комитетов о подростках, входящих в неформальные молодежные группировки, в том числе о совершении противоправных деяний учащимися учреждений образования, для проведения профилактической работы. 

 

3. Отделы образования, спорта и туризма районных (Жодинского городского) исполнительных комитетов ежеквартально информируют ИДН РУ-ГО-РОВД о подростках, причисляющих себя к неформальным молодежным группировкам. 

 

4. УОПП УВД Миноблисполкома ежеквартально информирует управление образования облисполкома о подростках, входящих в неформальные молодежные группировки на территории Минской области, для сведения и организации контроля проведения профилактической работы на местах. 

 

свернуть

Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

развернуть

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности. Выявление несовершеннолетних, ставших жертвой насилия, наряду с сотрудниками территориальных органов внутренних дел (далее – ОВД), осуществляется педагогическими работниками учреждений образования[1].

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка[2].

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности[3].

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

Целью информирования является повышение оперативности в получении информации о фактах жестокого обращения с несовершеннолетними с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи различными субъектами профилактики правонарушений в сфере их компетенции.

Педагогическим работникам – в ходе образовательного процесса, изучения особенностей семейного воспитания обучающихся, при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями необходимо обращать внимание на:

1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

2. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

3. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др[4].

4. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами. Тем не менее, такие «знаки» должны привлечь внимание педагогического работника.

Также поводом для информирования законных представителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел (далее – ОВД) о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних может быть:

информация, поступившая от ребенка;

информация, поступившая от членов семьи несовершеннолетнего;

информация, поступившая от работников учреждений образования;

информация, поступившая от сверстников и друзей, соседей, иных граждан;

информация, собранная в ходе психологической диагностики, наблюдений за ребенком;

информация, поступившая от медицинского работника учреждения образования.

Информирование педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

При выявлении признаков (фактов) насилия над ребенком, указанных в пунктах 1-4 настоящего Алгоритма или при получении информации от третьих лиц педагогические работники незамедлительно (в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня) информируют (в устной форме) об этом своего руководителя и специалиста социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.

Руководитель учреждения образования после того, как ему стало известно о признаках (факте) насилия:

незамедлительно сообщает по телефону в управление (отдел) образования, спорта и туризма рай(гор)исполкома и ОВД для принятия мер реагирования, в тот же рабочий день либо не позднее следующего рабочего дня направляет письменную информацию в указанные государственные органы;

поручает педагогу-психологу учреждения образования провести консультацию (беседу) с несовершеннолетним, ставшим жертвой насилия, в целях устанавливания причин травм у ребенка и оказания ему психологической помощи;

незамедлительно информирует родителей, опекунов, попечителей о признаках (факте) насилия в отношении несовершеннолетнего, в случае если насилие в отношении ребенка совершено со стороны третьих лиц.

Сотрудники ОВД при получении информации от руководителя учреждения образования:

осуществляют изучение и анализ поступившей информации;

в установленном порядке проводят проверку по представленной информации.

В случае, если стало известно о факте насилия, совершенном законным представителем, руководитель учреждения не информирует последнего. В таком случае необходимо организовать работу в соответствии с Методическими рекомендациями по межведомственному взаимодействию субъектов профилактики в вопросах выявления детей, оказавшихся в неблагополучной ситуации, утвержденными 14.12.2017 Министром образования Республики Беларусь, и принять меры, направленные на защиту жизни и здоровья ребенка.

При подтверждении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего педагог-психолог оказывает ему психологическую помощь и социально-педагогическую поддержку в учреждении образования[5].

 


[1] Статья 9 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. «О правах ребенка».

[2] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[3] Приложение 1 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2014  № 47.

[4] Методические рекомендации об организации взаимодействия инспекций по делам несовершеннолетних и подразделений по противодействию и торговле людьми в вопросах выявления и профилактики преступлений, связанных с сексуальным насилием над несовершеннолетними, утвержденные 12.12.2017 Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

[5] Статья 18 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. «Об оказании психологической помощи»

свернуть

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления склонения несовершеннолетних к суицидальному поведению посредством использования социальной сети «ВКонтакте»

развернуть

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления склонения несовершеннолетних к суицидальному поведению посредством использования социальной сети «ВКонтакте»

При выявлении случая нахождения несовершеннолетнего в сообществе суицидальной направленности (либо подозрении о склонении к суицидальному поведению посредством использования социальной сети «ВКонтакте») необходимо:

            1. Учреждение образования:

- педагогу, выявившему факт нахождения (либо вовлечения) ребёнка в «игре», немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о выявленном случае;

- руководителю учреждения образования – незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение одного часа направить письменную информацию) о случившемся в отдел образования, спорта и туризма райгорисполкома;

- проинформировать законных представителей несовершеннолетнего  (незамедлительно)

- совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, органы внутренних дел и др.) организовать на базе районных ( Жодинского городского) социально-педагогических центров оказание психологической помощи и социально-педагогической поддержки несовершеннолетнему и его законным представителям (в течение двух рабочих дней с момента получения информации).

            В случае направления на госпитализацию, работа с ребёнком и его родителями должна  быть организована после прохождения курса лечения в учреждении здравоохранения.

            2. Отдел образования, спорта и туризма:

- в течение одного рабочего дня с момента получения первичной информации письменно проинформировать учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, прокуратуру района (г. Жодино), управление образования Минского облисполкома.

свернуть

Алгоритм деятельности специалистов учреждения образования в случае выявления сексуального насилия над ребенком

развернуть

При выявлении случая насилия (либо подозрении о насилии) в отношении ребенка необходимо: 

1. Учреждение образования:

- педагогу, выявившему факт насилия (либо при подозрении на насилие), немедленно проинформировать (в устной и письменной форме) руководителя учреждения образования о произошедшем;

-руководителю учреждения образования - незамедлительно сообщить по телефону (затем, в течение дня направить письменную информацию) о случившемся в органы охраны детства отдела образования, спорта и туризма райгорисполкомов для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка и органы внутренних дел для принятия мер реагирования;

-провести социальное расследование; признать несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;

-в целях защиты прав и интересов несовершеннолетнего необходимо:  совместно с заинтересованными службами (учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, органов внутренних дел и др.) разработать индивидуальный план защиты прав и законных интересов  несовершеннолетнего, пострадавшего от насилия (в течение двух рабочих дней с момента получения информации), включая работу с семьей несовершеннолетнего. 

Примечание: если насильник является членом семьи (отец, отчим, брат), то необходимо экстренно  изъять  ребенка из семьи.

2. Отдел образования, спорта и туризма:

-обследовать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего;

- при необходимости принять решение об изъятии ребенка из семьи;

- в течение трех рабочих дней с момента получения первичной информации письменно проинформировать управление образования Минского облисполкома, приложив следующие документы: акт обследования условий проживания несовершеннолетнего, информацию о семье, результаты проведенного социального расследования, копию выписки решения Совета профилактики, копию индивидуального плана либо решения об изъятии ребенка.

свернуть

Алгоритм межведомственной работы с родителями, чьи дети признаны находящимися в социально опасном положении по причине злоупотребления родителей спиртными напитками

развернуть

Общие положения.

 

1. Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, утвержденного руководителем учреждения образования (далее – индивидуальный план)

2. Настоящий алгоритм направлен на улучшение эффективности межведомственного взаимодействия при планировании и реализации мероприятий индивидуального плана в отношении родителей, злоупотребление которыми алкоголем явилось причиной признания их детей находящимися в социально опасном положении (далее – СОП).

3. Под злоупотреблением родителя алкоголем понимается такое употребление алкоголя (алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива) родителем несовершеннолетнего ребенка, которое приводит к нарушению прав и законных интересов ребенка (злоупотребление родителя алкоголем - употребление родителем алкоголя в ущерб («употребление во зло») правам и законным интересам ребенка).

4. Злоупотребление родителя алкоголем должно быть подтверждено объективно.

Наличие у родителя наркологического заболевания, нахождение родителя под наркологическим наблюдением («на наркологическом учете»), оказание родителю наркологической помощи не свидетельствуют об употреблении родителем алкоголя в ущерб правам и законным интересам ребенка, не дают оснований для признания ребенка находящимся в СОП по причине злоупотребления родителя алкоголем.

5. К злоупотреблению родителя алкоголем приводят социальные, индивидуально-психологические, медико-биологические причины и условия (факторы риска). Отсутствие или недостаток защитных факторов увеличивает вероятность злоупотребления родителя алкоголем.

6. Для устранения такой причины СОП, как злоупотребление родителя алкоголем, необходимо выявить и устранить социальные, индивидуально-психологические, медико-биологические причины и условия злоупотребления родителя алкоголем, одновременно развивая и усиливая защитные факторы, препятствующие возобновлению злоупотребления родителя алкоголем, для чего необходимо тесное межведомственное взаимодействие государственных органов, организаций, иных организаций (далее – заинтересованные организации), в том числе учреждений образования, учреждений здравоохранения, территориальных органов внутренних дел.

7. При планировании и реализации мероприятий индивидуального плана в отношении злоупотребляющего алкоголем родителя заинтересованными организациями в пределах компетенции проводится работа по выявлению и устранению социальных, индивидуально-психологических, медико-биологических причин и условий злоупотребления родителя алкоголем, проводится работа по развитию и усилению защитных факторов, препятствующих возобновлению злоупотребления родителя алкоголем.

8. В ходе реализации индивидуального плана заинтересованные организации ведут обмен информацией, необходимой для своевременного и качественного выполнения мероприятий индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану).

 

 

Учреждение образования

 

9. По результатам социального расследования (или в ходе реализации индивидуального плана) при выявлении факта (фактов) злоупотребления родителя (родителей) алкоголем учреждение образования в обязательном порядке привлекает к работе с таким родителем (родителями) врача-психиатра-нарколога наркологической службы (далее – врач-нарколог) территориального учреждения здравоохранения.

Прохождение злоупотребляющим алкоголем родителем курса противоалкогольного лечения, предоставление справки о проведенном лечении («кодировке»), в том числе с указанием сроков действия лечения («кодировки»), другие принятые родителем меры не исключают участие врача-нарколога территориального учреждения здравоохранения в работе с таким родителем.

10. При оформлении индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану) учреждение образования:

10.1. в строке «основные показатели и характеристика социально опасного положения несовершеннолетнего» индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану) в обязательном порядке указывает о злоупотреблении матери или отца (обоих родителей) ребенка алкоголем;

10.2. в разделе «Медицинская помощь» индивидуального плана (в дополнении к индивидуальному плану) прописывает 2 мероприятия:

  • «Консультация (указывается фамилия, инициалы родителя или родителей) врачом-наркологом УЗ «____ЦРБ» (срок реализации мероприятия до 3 недель от утверждения индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану). Например, «Консультация Иванова И.И. (отец ребенка) врачом-наркологом УЗ «Воложинская ЦРБ»»; сроки реализации мероприятия – «до 10.07.2017»;
  • «Оказание (указывается фамилия, инициалы родителя или родителей) специализированной помощи врачом-наркологом УЗ «______ЦРБ» (сроки реализации мероприятия – сроки реализации индивидуального плана, но не менее 6 месяцев). Например, «Оказание Иванову И.И. (отец ребенка) специализированной помощи врачом-наркологом УЗ «Воложинская ЦРБ»», сроки реализации мероприятия – «июль-декабрь 2017 года»);

10.3. информирует родителя (родителей) о мероприятиях индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану), в том числе о необходимости явиться в установленный срок на консультацию к врачу-наркологу территориального учреждения здравоохранения; информирует родителя о графике работы врача-нарколога;

10.4. направляет утвержденный индивидуальный план (дополнение к индивидуальному плану) в территориальное учреждение здравоохранения для исполнения в пределах компетенции.

11. Участие родителя (родителей) в реализации запланированных мероприятий является обязательным.

В целях обеспечения участия злоупотребляющего алкоголем родителя в выполнении мероприятий индивидуального плана, повышения ответственности родителя за выполнением мероприятий индивидуального плана у родителя (родителей) могут быть взяты обязательства по участию в выполнении мероприятий индивидуального плана:

  • «пройти консультацию врача-нарколога УЗ «____ ЦРБ» до чч.мм.гггг»;
  • «выполнять рекомендации врача-нарколога УЗ «____ ЦРБ»».

Обязательства родителя (родителей) могут быть отражены в плане по защите прав несовершеннолетнего по форме согласно приложению 4 к Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 № 47.

12. При отказе или уклонении родителя от выполнения мероприятий индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану) учреждение образования принимает меры, предусмотренные законодательством:

проведение беседы с родителем специалистом СППС учреждения образования в целях уточнения причины отказа (уклонения) родителя от выполнения мероприятий индивидуального плана, информирования родителя о возможных последствиях такого отказа (уклонения), предоставления родителю информации, необходимой для выполнения мероприятий индивидуального плана;

проведение беседы с родителем советом по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования;

направление ходатайства в комиссию по делам несовершеннолетних (далее - КДН) о рассмотрении на заседании КДН случая отказа (уклонения) родителя от выполнения мероприятий индивидуального плана;

направление ходатайства в совет общественного пункта охраны правопорядка о проведении с родителем профилактической беседы (в случае, если поведение родителя в общественных местах, по месту жительства, работы, учебы либо образ жизни дают основание полагать о возможности совершения им правонарушения);

направление ходатайства о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите;

направление ходатайства о лишении родителя родительских прав.

13. В случае необходимости учреждение образования направляет в территориальное учреждение здравоохранения запрос с просьбой предоставить в рамках компетенции информацию о выполнении мероприятий индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану).

 

 

 

Учреждение здравоохранения

 

14. Учреждение здравоохранения при поступлении индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану) регистрирует его и в рамках компетенции обеспечивает выполнение мероприятий индивидуального плана.

В случае необходимости учреждение здравоохранения направляет в учреждение образования запрос с просьбой предоставить информацию, свидетельствующую о злоупотреблении родителя алкоголем, послужившую основанием для признания ребенка находящимся в СОП по причине злоупотребления родителя алкоголем.

15. В случае неявки злоупотребляющего алкоголем родителя на консультацию к врачу-наркологу в установленный срок учреждение здравоохранения письменно информирует об этом учреждение образования.

16. Учреждение здравоохранения организует проведение консультации врачом-наркологом злоупотребляющего алкоголем родителя при его явке в учреждение здравоохранения.

17. Врач-нарколог после проведения консультации дает родителю рекомендации, в том числе о необходимости последующих явок в наркологический кабинет, информируя о периодичности таких явок.

18. Учреждение здравоохранения после проведения консультации родителя врачом-наркологом направляет в учреждение образования письменную информацию о том, что в рамках реализации индивидуального плана (дополнения к индивидуальному плану) родитель консультирован врачом-наркологом, указывая дату консультации, дополнительно указывая о рекомендованной периодичности явки родителя в наркологический кабинет для проведения с ним дальнейшей работы.

В интересах злоупотребляющего алкоголем родителя, и только с его письменного согласия, в направляемом сообщении может указываться информация, составляющая врачебную тайну.

19. Врач-нарколог после проведения первичной консультации, последующих явках родителя в наркологический кабинет выдает родителю на руки справку произвольного образца с указанием даты посещения наркологического кабинета, с указанием сведений о выполнении (не выполнении) рекомендаций врача-нарколога.

20. В случае отказа или уклонения родителя от выполнения рекомендаций врача-нарколога на любом этапе работы с родителем учреждение здравоохранения направляет в учреждение образования письменное сообщение о том, что в рамках реализации индивидуального плана родитель отказывается (уклоняется) от оказания ему специализированной помощи врачом-наркологом, отказывается (уклоняется) от выполнения рекомендаций врача-нарколога.

21. В случае неявки на консультацию к врачу-наркологу, отказа или уклонения от выполнения рекомендаций врача-нарколога злоупотребляющего алкоголем родителя, работа с которым входит в компетенцию территориального органа внутренних дел (далее – ОВД) (родитель находится на профилактическом учете в ОВД, совершает правонарушения в состоянии опьянения, к нему применено принудительное лечение в соответствии со статьей 107 УК, родитель вернулся из ЛТП и др.), учреждение здравоохранения информирует об этом территориальный ОВД и дополнительно, в случае необходимости, просит оказать содействие в явке родителя в наркологический кабинет.

22. В срок за 2 недели до окончания реализации мероприятия индивидуального плана, предусматривающего оказание родителю специализированной помощи врачом-наркологом, учреждение здравоохранения направляет в учреждение образования письменную информацию об оказании родителю специализированной помощи врачом-наркологом, об участии родителя в выполнении рекомендаций врача-нарколога, о динамике в состоянии здоровья родителя.

В интересах родителя, и только с его письменного согласия, в направляемой информации могут содержаться сведения, составляющие врачебную тайну.

свернуть

Алгоритм действий заинтересованных ведомств и организаций по каждому факту самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждений образования или из семьи

развернуть

Настоящий алгоритм определяет порядок действий органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждений образования или из  семьи.

 

I.Порядок действий должностных лиц учреждения образования при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

1.1.  Сотрудник учреждения образования при обнаружении факта самовольного ухода несовершеннолетнего незамедлительно должен принять меры по самостоятельному розыску несовершеннолетнего.       

В случае если принятые меры по розыску не дали положительных результатов, сотрудник обязан немедленно поставить в известность руководителя учреждения.

Руководитель в течение 30 минут с момента установления самовольного ухода  по телефону сообщает в дежурную часть территориального  РУ-ГО-РОВД, после чего лично обращается с письменным заявлением.

В случае самовольного ухода  несовершеннолетнего, находящегося на полном государственном обеспечении, в интернатном  учреждении, либо замещающей семье руководителем (опекуном) незамедлительно направляется сообщение в   органы опеки и попечительства. Заявление о самовольном уходе несовершеннолетнего из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  в дежурную часть органов внутренних дел подается руководителем учреждения образования, органом опеки и попечительства, либо лицом, являющимся опекуном или попечителем. 

Справочно. При сообщении в дежурную часть о самовольном уходе необходимо указать следующие данные: фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, дата рождения, рост, цвет глаз, волос, во что был одет, что при себе имел, сведения о родителях, знакомых и родственниках, адреса их проживания, имеющиеся номера телефонов, дату и время самовольного ухода,  принятые меры по его розыску и их результаты, обстоятельства и возможные причины ухода.

После регистрации письменного заявления о розыске несовершеннолетнего в отделе внутренних дел необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, подтверждение о регистрации заявления. 

1.2. в течение 2-х часов руководитель учреждения образования информирует отдел образования, спорта и туризма о самовольном уходе воспитанника;

1.3. руководители учреждений незамедлительно сообщают в отдел внутренних дел об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о поступлении информации от родителей несовершеннолетних, самовольно покинувших семью, учреждение и т.д.;

1.4.  при установлении несовершеннолетнего, при необходимости, ему оказывается психологическая помощь;

1.5. по каждому факту самовольного ухода проводится социальное расследование;

1.6. при необходимости (наличии оснований) готовится служебная записка на имя директора учреждения по устранению причин самовольных уходов и принятию мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, допустившим упущения в работе, способствовавших самовольному уходу  несовершеннолетнего;

1.7. вопрос о самовольном уходе и причинах послуживших рассматриваются на заседании совета профилактики, при необходимости принимается решение о постановке несовершеннолетнего на внутриучрежденческий контроль, либо о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.

1.8. при повторном уходе несовершеннолетнего из семьи, учреждения образования следует проинформировать врача – психиатра учреждения здравоохранения.

1.9. учреждение образования ежемесячно (не позднее 02 числа месяца, следующего за отчетным) представляют в отдел образования, спорта и туризма информацию о самовольных уходах несовершеннолетних, анализ их причин и принятых мер;

1.10.  отдел образования, спорта и туризма анализирует поступившую информацию о самовольных уходах несовершеннолетних из учреждений образования и  ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) направляют сведения в управление образования облисполкома  с комплексом профилактических мер.

 

II.Порядок действий должностных лиц органов внутренних дел при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

2.1.розыскные мероприятия осуществляются сотрудниками органами внутренних дел  в соответствии ведомственными нормативными документами;

2.2. сотрудник правоохранительных органов территориальных РУ-ГО-РОВД не позднее 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в   комиссию по делам несовершеннолетних (далее – КДН)  ежеквартальную информацию о самовольных уходах несовершеннолетних и их причинах, а также о принятых мерах по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних;

2.3. при выявлении ненадлежащего выполнения или невыполнении родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетних обращаются в отдел образования, спорта и туризма с ходатайством о признании ребенка, находящимся в социально опасном положении;

2.4. сотрудник органа внутренних дел в течение 10 суток направляет  в КДН по месту проживания ребенка копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо информацию, материалы проверок в отношении несовершеннолетних, допустивших факты самовольных уходов, а также материалы проверок по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних для проведения с ними профилактической работы с целью недопущения фактов самовольного ухода  в дальнейшем;

2.5. сотрудник правоохранительных органов территориальных РУ-ГО-РОВД, проводивший проверку по материалу безвестного исчезновения ребенка, в обязательном порядке направляет по месту учебы несовершеннолетнего предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению несовершеннолетним правонарушений;

2.6. в случае выявления фактов семейного неблагополучия, жестокого обращения с ребенком, нанесения телесных повреждений сотрудник правоохранительных органов территориальных РУ-ГО-РОВД документирует данные факты, докладывает руководству ОВД, при необходимости привлекает родителей (и иных лиц) к ответственности, в соответствии с законодательством;

2.7. сотрудники правоохранительных органов территориальных РУ-ГО-РОВД ежеквартально информируют отделы образования, спорта и туризма районных (Жодинского городского) исполнительных комитетов о подростках, безвестно исчезнувших, в том числе о совершении ими противоправных деяний, для проведения индивидуально профилактической работы;

2.8.  УОПП УВД Миноблисполкома ежеквартально информирует управление образования облисполкома о подростках, безвестно исчезнувших, для организации подведомственного контроля за проведением профилактической работы на местах и  КДН облисполкома для обеспечения координации государственных органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику правонарушений несовершеннолетних.

 

III.Порядок действий должностных лиц комиссии по делам несовершеннолетних при установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего

3.1. сотрудник КДН регистрирует материал с предложениями, поступивший из территориальных   РУ-ГО-РОВД;

3.2.  КДН рассматривает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, и устанавливает причины и условия совершения самовольного ухода, проводят анализ результативности предупредительной работы. При необходимости принимают меры воздействия к несовершеннолетнему, самовольно ушедшему из семьи, учреждения образования, и к родителям, допустившим самовольный уход;

3.3. КДН принимает постановление (решение) о проведении индивидуально-профилактической работы с самовольно ушедшим несовершеннолетним и направляют соответствующие решение (постановление) для исполнения субъектам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3.4. КДН рассматривает на заседании информацию о недостатках в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, препятствующих предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних, поступившую от органов внутренних дел, руководителей учреждений образования;

3.5. в случае повторного ухода несовершеннолетнего,  а также совершения им после ухода административных правонарушений или уголовных преступлений, рассматривает на заседании КДН вопрос об эффективности организации индивидуально-профилактической работы с данным несовершеннолетним, при необходимости  вносит органам системы профилактики представление об устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

свернуть

Алгоритм взаимодействия сотрудников правоохранительных органов и педагогических работников учреждений образования при выявлении обучающихся, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества

развернуть

Основные признаки потребления наркотиков

-     заметное уменьшение или возрастание аппетита, жажды;

-     бледность, землистый цвет или покраснение лица, одутловатость, сальный цвет;

-     чрезмерно широкие или узкие зрачки;

-     круги под глазами;

-     сухость, шелушение, дряблость кожи, тусклость и ломкость волос;

-     сухость губ или повышенное слюноотделение;

-     потеря веса, тошнота, тремор, частый насморк, кашель;

-     появление нехарактерных запахов изо рта, от волос и одежды (запах лекарств и других химических веществ, сладковатый запах, похожий на благовония, тмин, мяту, запах клея, растворителя);

-     следы от уколов и порезов (на внутренней стороне локтевых сгибов, кистях рук, ногах, порезы на предплечьях, синяки);

-     появление предметов, сопутствующих употреблению наркотиков: порошка, капсул, таблеток (особенно снотворных или успокоительных), свертков, в том числе из фольги, полиэтиленовых пакетиков с «замками», желтых или коричневых пятен на теле или одежде, шприцев, игл, ампул, сухих частиц растений, закопченных ложек, похожих на пластилин комочков с сильным запахом;

-     появление таинственных звонков и странных разговоров по телефону, использование «шифра», жаргонных слов;

-     сужение круга интересов, потеря интереса к прежним увлечениям (и отсутствие при этом новых), частое общение с новыми друзьями, во внешнем облике которых отмечаются черты, указанные ранее;

-     неустойчивость эмоционального состояния, подъемы настроения резко сменяются вспышками раздражительности, агрессии;

-     вялость, заторможенность, быстрая утомляемость, малая подвижность, сменяемые необъяснимым возбуждением, энергичность, бесцельные движения.

Порядок действия педагогов при обнаружении наркотиков

1. При подозрении в том, что подросток потребляет наркотики:

-     при проведении всех действий обязательно присутствие двоих педагогов;

-     предложите показать подростку содержимое карманов, личных вещей, при этом положив подозрительные вещества на письменный стол, парту;

-     после предоставления содержимого вещей предложите подростку отойти на расстояние от объекта не менее двух метров;

-     по возможности процесс проведения всех действий можно зафиксировать на видеокамеру или камеру мобильного телефона;

-     внимательно следите за поведением подростка, так как в процессе предоставления содержимого вещей, последний может попытаться их уничтожить (съесть, сдуть, выбросить в окно и т.д.), не оставляйте его в помещении одного;

-     нельзя самим дотрагиваться до упаковки подозрительных веществ, самих веществ, так как это в дальнейшем может уничтожить вещественные доказательства;

-     не пытайтесь попробовать подозрительное вещество на вкус, почувствовать его запах, так как это может навредить здоровью;

-     в последующем необходимо вызвать милицию по телефону 102 для приезда следственно-оперативной группы.

2. При появлении сведений об учащихся, потребляющих наркотики, мест потребления наркотиков, либо их реализации:

-     если подросток находится в состоянии наркотического опьянения, либо в неадекватном состоянии, необходимо обеспечить безопасность его и окружающих, обеспечить оказание медицинской помощи (вызов скорой помощи тел. 103), информировать родителей либо лиц их заменяющих и работников милиции

-     при подозрении об употреблении наркотиков подростком, при наличии признаков их потребления, а также поступлении информации о местах возможного потребления и сбыта наркотиков направлять информационное письмо в территориальный ОВД;

-     в случае появления сведений, не терпящих принятия безотлагательных мер, информацию передать по телефону сотрудникам наркоконтроля либо инспекции по делам несовершеннолетних.

В помощь педагогу:

Если вы решили обсудить проблему наркомании в той или иной аудитории, настоятельно советуем:

-     как можно лучше изучить специфику проблем, свя­занных с наркотиками (социальных, медицинских, психоло­гических, юридических);

-     предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной аудитории в смысле вос­приятия и активного вовлечения всех присутствующих в об­суждение);

-     с учетом возрастных особенностей аудитории четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих об­суждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охва­тить необъятное;

-     позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слай­ды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.

Следует помнить!

один наркоман способен втянуть в зависимость порядка 10 человек

свернуть